Щербинка ямщицкая

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


31.05.2022

Первыми русскими жителями Уватской земли были ямщики, прибранные на государеву службу из поморских городов. В 1637 году был основан Демьянский ям (монголо-татары называли пункты для смены лошадей «дзям»), русские переиначили «дзямы» в «ямы», и это слово стало обозначать специальные дворы, где ямщики могли не только поменять лошадей, но также отдохнуть и подкрепиться. Ценные посылки на ямских дворах хранились в тяжёлых полуторацентнерных кованых сундуках, запертых на хитроумные замки.

 
Во времена Ивана III ямская гоньба находилась под прямым контролем московского князя. Именно он выписывал ямщикам своеобразные путевые листы – подорожные грамоты, позволявшие беспрепятственно передвигаться по Московскому царству и получать в ямских дворах всё необходимое. Например, в одной из грамот гонца приказывали обеспечить 13-ю подводами, бараньей тушей, троими курами да хлебами.


В 16 веке появилась целая госструктура - ямской указ, управляющий ямской гоньбой. Сначала такая почта служила только для перевозки правительственной корреспонденции. Лишь в конце XVII века ямская гоньба стала использоваться для частной корреспонденции, а также перевозки пассажиров. К 1824 году для почтовых услуг в России содержали 56 тысяч лошадей.


Казалось бы, плохие дороги в России – давно уже притча во языцех. Но, несмотря на это, скорость ямской гоньбы значительно превосходила скорость европейских почтовых карет. Например, расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал меньше чем за трое суток.


Передвижение на санях по снегу было ещё быстрее и удобнее, именно по этой причине купцы старались проводить свои торговые операции зимой.


Работа ямщика, конечно, несла за собой большую ответственность. Но хватало и привилегий: ямской охотник (идущий в ямщики своей охотой, т.е. - по собственному желанию) не только получал жалование, но и наделялся землёй, а также освобождался от земской повинности. При вступлении в должность он публично обещал односельчанам «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть», а те в ответ за него ручались.


Ямщику вручался казённый зипун и кафтан, на котором был вышит сигнальный почтовый рожок. Впрочем, рожками ямщики пользовались неохотно. Обычно о прибытии на станцию они предпочитали извещать поддужными колокольчиками, которые вешались под дугой и в сухую ясную погоду были слышны за пять вёрст. Кроме прочего, считалось, что их весёлый звон отгоняет нечистую силу. Сопровождала ямщика и щербинка, на которой по прибытии в ям делалась зарубка. Сколько зарубок имелось на щербинке, столько поездок было совершено ямщиком.


Белкина Н.В., научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша».


Начало активности (дата): 31.05.2022 09:50:00

Количество показов: 200

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество