Платье хантыйское

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


31.05.2022

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность.

 

Хантыйское национальное платье на местном наречии называется «ернас», шьют его, как правило, из однотонной ткани, например, из ситца, сатина, атласа или фланели.

 
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.

 

Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх – прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.


Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу – и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором из бисера или тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.

 

Для создания традиционного платья мастерицы чаще всего используют белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый из них имеет символическое значение: белый символизирует снег, красный - огонь, желтый - цвет солнца, является символом жизни, зеленый обозначает тайгу, а синий - воду и небо. Для ханты очень важны эти символы.

 

Своеобразны и названия орнаментов – «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».

 

Время изготовления одного «ернаса» зависит от таланта и опыта мастерицы. Одно из поверий народа ханты гласит, что, когда женщина занята рукоделием, ее мысли вшиваются в швы и узоры будущей вещи. Поэтому во время работы мастерицы стараются думать только о хорошем.

 

Ещё одна удивительная особенность мастерства заключается в том, что мастерицы не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.

 
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.

 
В музее «Легенды седого Иртыша» имеется национальное платье-ернас традиционного покроя – так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и воротником – стойкой, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы украшением, выполненным из бисера.

 

Н.В. Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 31.05.2022 09:30:00

Количество показов: 165

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество