Чашка-поленушка (опарница)

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


20.10.2021

Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников – ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, токарей.


Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды – долблено-резаная – отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.


Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию практичной вещи.


Слово «посуда» появилось не сразу. То, из чего можно было есть, раньше называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». В России первый раз слово «посуда» встречается в XVII веке. Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло.


Посуда служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа. 


Одной из разновидностей деревянной посуды была опарница (на местном диалекте  чашка-поленушка) – посудина, горшок, в котором готовилась опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой круглый сосуд, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу (квашню), добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнице, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. Не случайно, при неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.


Н.В. Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенда седого Иртыша»


Начало активности (дата): 20.10.2021 12:50:00

Количество показов: 191

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество