Бидон для керосина

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Бидон для керосина

13.09.2021

Чего только не перепробовал человек в поисках наиболее оптимального источника тепла, света, горючего…


История поисков, проб, ошибок и открытий очень обширна.


Человек начал с поисков огня, топил соломой, торфом, дровами, сушёным навозом, освещая своё жилище лучиной, лампадкой, свечой. И буквально прорывом в научно-техническом прогрессе было появление всем известного керосина.


Уже любопытно само толкование слова «керосин». Так, в Русской энциклопедии, изданной в Петербурге книжным товариществом «Деятель», сказано: «Керосин... введен в продажу торговым домом «Кэрръ и сынъ» («Саге апd Sоn»), отсюда название».


Однако в Большой советской энциклопедии можно прочитать: «Керосин (англ. kerosene, от греческого keros – воск)».


Первое производство керосина было налажено Ф. Пряду в 1745 году на Ухтинском нефтяном месторождении. Однако в то время этот промысел практического значения не имел.


В промышленном же масштабе производство керосина началось лишь спустя десятки лет, после того, как появились керосиновые лампы. В России к промышленному производству приступили в 1859 году на крупном по тому времени заводе, основанном В.А. Кокоревым в Сурханах.


Керосин использовали в бытовых целях: на керосинках и керогазах готовили еду – это было дешевле, да и удобней, чем на тогдашних электроплитках; зажигали керосиновую лампу чтобы набрать картошки из темного подпола и просто, когда отключался свет. У многих были деревянные лодки со стационарным керосиновым мотором в три лошадиные силы; в сараях и мастерских в баночках с керосином отмокали куцые малярные кисти. Приржавевшие гайки следовало обернуть намоченной в волшебном керосине тряпкой и подождать – тогда они легко отворачивались рожковым ключом, хотя еще недавно на них гнулся накидной. После всякой слесарной работы руки вытирали мокрой от керосина ветошью.

Поэтому бытовало выражение «Сходить за керосином».


«Ходить за керосином» принято было с бидоном. Керосин в розлив продавался много где: на базаре, в пакгаузах около пристани. Небольшая очередь с утра скапливалась под вывеской «Керосин». У железной двери, заходя в заставленное железными бочками темноватое помещение, надо было отдать деньги и канистру тетке в синем халате. Тетка вставляла в горловину канистры оцинкованную воронку и принималась черпать из бака ковшом на длинной ручке красноватый на просвет керосин. Запах керосина был сладковатым, металлический ковш задевал стенки бака, эхо в кирпичной постройке повторяло звуки.


Керосин стоил недорого – 6 копеек за литр. Эта цена десятилетиями не менялась, а бензин тем временем заметно дорожал.


Н.В. Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша»



Начало активности (дата): 13.09.2021 19:50:00

Количество показов: 208

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество