Корыто деревянное

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Корыто деревянное

02.07.2019

В былые времена в каждом крестьянском хозяйстве использовали корыто.


Буквально слово корыто обозначает - "выдолбленное бревно", а также - "желоб" и "выдолбленная посуда".


На Руси корыто известно с X века. В древнерусских загадках корыто уподобливается земле: "Стоит древо (мировое, райское), имея на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются"; древо - весь мир, цветы "человецы", корыто - земля, птица смерть; сколько смерть похитит, "толико и родится в мир".


Корыто использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая лука, моркови, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.


На полу у печи ставили деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды. Стирающим говорили: "Мыло в корыто!".


В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться "жёлоб", "калгашник", "калгашка", "калда", "калюх", "колган", "колода", "комья", "коняга", "комяга", "кормяга", "кормушка", "ясли", "вяслы", "каптух". Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в деревне не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто для остуживания пива или сусла называли "лохань", "русло", "лубня". Корыто для стирки и замачивания белья - "балья" или "бельемойка". Для замешивания теста использовали "дрожженик". Похожа на корыто емкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи. Южнорусским словом является каюк - долбленное корыто для замачивания зерна. Русельник - длинное деревянное корыто для затворения пивного сусла. Существовал целый ряд запретов, которые необходимо было соблюдать в прежние времена, чтобы пиво хорошо сварилось: нельзя, например, было стучать мешалкой по краям корыта, куда спускалось сусло, иначе люди, которые его будут пить, рассорятся. Несоблюдение всех правил могло повлечь, по поверью, на людей различного рода несчастия: болезни, порчу, град.

Ростило – так называли корыто, в которое насыпали землю и испытывали годность хлебных семян, т.е. класть семена в ростило. Ночва - неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеяли муку, катали хлебы; в ночвы складывали из печи печенье, выносили его на продажу.

Лоток, лоточек, лотчишка – так назывался ещё один вид корыта. Лоток служил для разноски в продажу плодов. В Сибири и на Урале в корытцах морозили молоко. В доме держали долбленые из дерева или досчатые корытца и специальные ножи-скребла для настругивания необходимого количества молока.


Деревянное корыто – необходимый атрибут любого хозяйства, функции его велики. Любой мужчина самостоятельно мог изготовить этот предмет для хозяйственных нужд; подходящий по размеру кусок дерева (липа, осина) раскалывали пополам, плоскую поверхность заготовки выдалбливали (удаляли сердцевину) и гладко отделывали – и корыто готово.


Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 02.07.2019 19:03:00

Количество показов: 500

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество