Глиняный горшок

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


02.01.2019

Слово “посуда” в Древней Руси появилось не сразу. То, из чего можно было есть, называли “судно”. А то, из чего можно было пить, называли “сосуд”. 

Широкое распространение в России, начиная с 17 века, получила посуда из глины, а основной утварью для приготовления пищи стал горшок. Само слово «горшок» является производным от слова «горн» - «плавильная печь». И были они двух видов: для приготовления пищи (печные горшки) и для хранения пищи (молока, ягод, круп).

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. “Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон”. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т. д.

В названиях частей горшка просматривалась связь с человеком (антропоморфизм) - горло, ручка, носик, тулово, а целиком горшок сравнивали с головой.  Горшки, связанные с символикой печи и земли, представлялись как место обитания души и духов.
Главным достоинством горшка была его прочность. Треснувший горшок не выбрасывали, а пеленали полосами бересты и хранили в нём сухие продукты. Про такой горшок даже придумали загадку: “Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал”.

Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Так, утром второго дня свадьбы молодых будили тем, что разбивали о дверь горшок. Это символизировало перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной.

Известен факт, что во время обучения грамоте, при переходе от азбуки к часослову и от часослова к псалтыри ученик приносил горшок каши, бумажный платок и полтину денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками.

Горшок в древности использовался и как урна для праха мёртвых. В «Повести временных лет» (12 век) рассказывается, что радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов «и посемь собравши кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путях».

Горшок, из которого обмывали покойника, относили на перекресток, на чужое поле или закапывали во дворе, бросали в реку. Если умирал хозяин, то горшок закапывали у красного угла. При переходе в новый дом использовали горшок, чтобы перевести домового на новое место. В горшок брали горящие угли из печи старого дома и высыпали в печь в новом доме, а сам горшок разбивали.

По русским и украинским поверьям, ведьмы крадут с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и кладут их в горшок. В Курской губернии затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Полесье бытовало поверье, что за воровство горшков на том свете человек будет осужден носить горшок или черепки в руках, на боку или в зубах. В Белоруссии полагали, что если горшечник проедет по селу на святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому девушки разбивали у него горшки.

Известна примета: горшки легко перекипают через край - к ненастью. Горшок применяли и в народной медицине: накидывали на живот (то же, что и банки). (Вспомните, как знахарка лечила деда Щукаря в «Поднятой целине»: «Активист» (т.е. дед Щукарь) лежал на кровати, задрав ноги. Рубаха его была завернута до свалявшейся в клочья бороденки, а в тощий бледный живот, поросший серой гривастой шерстью, острыми краями вонзилась опрокинутая вверх дном глиняная махотка, вместимостью литров в шесть. По бокам пиявками торчали две аптекарских банки. Дед Щукарь не глянул на вошедших. Руки его, скрещенные на груди, как у мертвого, - дрожали, вылезшие из орбит, сумасшедшие от боли глаза медленно вращались»).

Народом сложено немало загадок, поговорок и пословиц о горшке.

Свет Кощей, господин Кощей, сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил: кости выкинули и псы не понюхали.

Плотники без топоров срубили горенку без углов. Все это загадки о горшке.

Гора с горой не сходится, горшок с горшком столкнется. Горшку с котлом не биться.

Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить. Был бы горшок, а покрышка найдется.

Любой гончар, в первую очередь, должен был уметь изготовить горшок. Способы могли быть разные: на гончарном круге, отливом в форму, из жгутов. При всём разнообразии, суть сосуда одна - широкое тулово, более узкое горло и ещё более узкое дно, на невысокой ножке.

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина


Начало активности (дата): 02.01.2019 10:00:00

Количество показов: 582

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество