Подкова

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


04.06.2018

Подкова – это кусок железного проката, загнутого по форме копыта, состоящего из следующих элементов: двух ветвей, шипов, отворота, дорожки, гвоздевых отверстий. Все подковы подразделяются на подковы для рабочих, кавалерийских и спортивных лошадей. «…подкова явилась тем гениальным изобретением человечества, которое позволило совершить определённый экономический скачок в промышленности и сельском хозяйстве, так как лошадь смогла работать в любое время года и на любых почвах, не ломая и не изнашивая копыт. По высказываниям историков, использование подков имело такое же значение, как появление железной дороги» (А. Навроцкий).


Есть легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье. Эти легенды имеют глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было ещё большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома - нож, скребок или гвоздь, действительно было счастье. По народной мысли, злой дух не проникает в дом, если на двери прибита подкова. Но её надо правильно прибить  – «клещами» вверх, т.е. раскрытой частью к небу. Если подкова прибита открытой частью вниз, то добрые силы, спустившиеся с неба, уйдут в землю. До изобретения подков многие народности предохраняли копыта лошадей различными способами. Японцы обматывали копыта лошадей циновками из соломы или тканями; татары - кожаными ремнями; киргизы укрепляли копыта роговыми накладками.


Первые железные подковы были обнаружены при археологических раскопках около Гамбурга. Но это ещё была не современная подкова, а специальные железные накладки, которые назывались «солеа»; они прикреплялись кожаными ремнями к ноге лошади.


Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову к копыту лошади, история, к сожалению, не сохранила.


Сколько было проиграно войн, сколько погибло воинов только потому, что не запасли достаточно подков. Лошадь не может долго двигаться по твёрдой и мёрзлой земле, если она не подкована. Старая испанская пословица гласит: «Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы - лошадь, а из-за лошади гибнет всадник». Об этом - стихи С. Маршака:


Не было гвоздя -

Подкова пропала.

Не было подковы -

Лошадь захромала.

Лошадь захромала,

Командир убит.

Конница разбита -

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.


Большое количество конниц, артиллерии и обоза Наполеона погибло во время его отступления из Москвы, потому что не было достаточно материала для подков.


Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие известные люди коллекционировали их.


Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» 

Н.В. Белкина


Начало активности (дата): 04.06.2018

Количество показов: 358

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество