Дуга

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


03.04.2018

В крестьянской жизни невозможно было обойтись без телеги. Необходимо пояснить, что телега – это четырёхколёсная грузовая повозка, в которую впрягали лошадь. «Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Оглобли  две крутые жерди, укреплённые концами на передней оси экипажа и служащие для запряжки лошадей: “Бредёт в оглоблях серый конь под расписной дугой” (А. Твардовский). Дышло  оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси какой-либо повозки при парной запряжке» (А.К. Ганулич).


Одной из основных частей русской конной упряжки является деревянная дуга. По своему назначению различались следующие дуги: городские (экипажные), ямские (троечные), полуямские, рабочие, крестьянские, гужевые (ломовые).


Когда же появилась дуга? Однозначного ответа о происхождении дуги нет, есть различные мнения учёных и писателей. При новгородских археологических раскопах были найдены несколько дуг, датированные XIV веком. Материалом для изготовления дуг служила древесина вяза и вербы. Древесина вяза отличается вязкостью, твёрдостью и прочностью. Из неё выделывались дуги городские, полуямские и гужевые. Древесина вербы мягка, легка и упруга, но легко загнивает.


Для изготовления дуг из вербы нередко дужники специально выращивали вербу, засаживая большие участки заливных лугов, берега рек, ручьёв. Три-четыре года надо, чтобы из прутика выросла плаха, годная для дуги. Заготовкой плах занимались зимой, когда промерзали болота, заводи, и к вербам был доступ.


Чтобы сделать дугу, нужно было выполнить целый ряд операций. Древесину разрезали на кряжи длиной 180-280 сантиметров и толщиной в отрубе 30-50 сантиметров. Кряж раскалывали на части, называемые колами. Число полученных колов зависит от толщины кряжа. Затем у плахи (кола) обтёсывали концы, придавая им в грубых чертах ту форму, какую должны иметь дуги в готовом виде. Необходимо было согнуть плаху, но для этого её нужно распарить. Некоторые мастера обвязывали плаху посередине свежим навозом и клали в горячую домашнюю печь, где она распаривалась в течение ночи. Распаривали плахи также и в обыкновенной бане, для чего под потолком укрепляли шесты, на которые укладывали плахи; они подвергались в течение суток действию водяного пара. Распаренную плаху начинали осторожно гнуть на дужном станке. В нашей области станок представлял собой колоду, имеющую по наружной поверхности очертания дуги. В колоду закладывали один конец плахи неподвижно, а другой конец пригибали постепенно к колоде с помощью двух воротов. Обычно гнули дугу несколько человек: один направлял дугу, т.е. с помощью особого костыля регулировал сгибание, следя за тем, чтобы волокна дерева не перекручивались, а оставались постоянно параллельными друг другу. Другой закладывал плаху так, чтобы та сторона дерева, которая во время роста больше освещалась солнцем, служила бы наружной стороной дуги. Когда плаха была согнута, концы её стягивали «крупной связиной», верёвкой, или даже мочалом. Изготовление дуги требовало силы, умения и терпения, неслучайно И. Крылов написал: «А дуги гнут с терпением и не вдруг». Связанную дугу оставляли сохнуть дня 3-4, а после подвергали её тщательной обработке особыми стругами или рубанком.


Праздничные дуги делались резными или расписными. Резные дуги делались из ивы и осокоря (тополя чёрного). Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Простейший узор наносился пёркой (полутрубчатой стамеской). Для более сложного узора применялись специальные мелкие инструменты. Расписные дуги выделывались в основном из вяза. Такие дуги сначала полировались, а затем красились и покрывались лаком. Расписные дуги прошли длинный путь развития. Сначала делали золочёные дуги. «А дуга-то, дуга   в золоте сияет»,   писал поэт И. Никитин. Затем стали писать на дугах красные розаны и синие грозди винограда, ещё позже стали изображать натуралистические букеты цветов, а также травы и кисти винограда на чёрном или серебряном фоне.


Особой известностью пользовались дуги мастеров Кривцово. Кривцовские дуги успешно конкурировали с другими, которые изготавливались в Москве, Твери и Нижнем Новгороде. С 90-х годов Х1Х века основным потребителем изделий стала Нижегородская ярмарка, на которой дуги покупались купцами сибирских губерний.


Давно исчез знаменитый промысел, безвозвратно утрачено мастерство народных умельцев.


До сих пор в учебниках русского языка ученики читают пример на правописание не и ни в словах: «не видно ни зги». Не каждый может объяснить, что это такое. Зга   это металлическая петелька на середине внутренней части дуги. На неё подвешивали валдайский колокольчик или бубенцы.


Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Н.В. Белкина



Начало активности (дата): 03.04.2018

Количество показов: 455

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество