Деревянная ложка

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


12.02.2018

Упоминание о ложке, как привычном и необходимом во время еды предмете, встречается ещё в «Повести временных лет». Летописец повествует, как дружинники князя Владимира сетовали на то, что едят деревянными, а не серебряными ложками. Мудрый князь велел «исковать» для них серебряные ложки и промолвил, что серебром и златом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро.


Издревле у каждого была своя собственная ложка, часто ее носили с собой в футляре или за голенищем сапога.

В наши дни мы различаем чайную, десертную, столовую, разливную ложки.


В старину же бывали такие ложки, как: межеумок, простая, русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая, тонкая, чистой отделки.


Деревянные ложки в старину были главным промыслом. Баклушу – заготовку для ложки обрубали топориком, обрабатывали теслом, обстругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и головку на нем точили пилкою.


Неслучайно во множестве пословиц и поговорок упоминается о ложке: «Коровушка с кошку, надоила с ложку», «Богатого мужика ложка ковшом, убогого – ложка веселком», «Нечего хлебать, дак дай хоть ложку полизать», «Ложка-то узка, таскает по три куска, надо ее развести, чтобы таскала по шести», «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку», «Ложка в бане не посуда, девка бабе не подруга», «Запасливый гость без ложки не ходит».


С ложкой были связаны и поверья: «Ложка, забытая на столе, – к гостю». Бабушки советовали: если ребенок «уросит», капризничает от сглаза, надо помыть чистые ложки в миске и этой водой умыть ребенка, утереть воротом (подолом) материнского платья. Ложки парня и девушки использовали в любовной магии: ее прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека. Перед едой ложки обычно клали выемкой вверх, что обозначало приглашение к еде; после обеда ложки переворачивали, показывая этим, что наелись. Запрещалось стучать ложкой по столу, а также по посуде, из которой ели. В ночь под Рождество после ужина оставляли ложки на бортике миски с кутьей; если ложка упадет или перевернется, то ее владелец умрет в будущем году. Выносили на ночь ложки, наполненные водой: если, замерзала вода с ямочкой, то это сулило хозяину смерть, а если с бугорком – то долгую жизнь.


В давние времена использование деревянной ложки во время трапезы было определённой традицией. Обыкновенно вся семья садилась ужинать за большой стол, в известном порядкe старшинства и зависимости. Молодка или старуха-бабка подавала еду. Она же и садилась последней. Перед каждым трапезником лежал большой ломоть хлеба, который выпекали в каждом доме. Едой управлял очень строгий этикет, нарушить который считалось верхом невежества. Прежде всего каждый крестился на иконы и, облизав деревянную ложку, ждал своей очереди зачерпнуть ею из большой общей чашки щей или молока. Вначале ставилось толокно, разведённое квасом и сдобренное постным маслом, затем квашеная в печи простокваша. В самых бедных семьях ели только варёный картофель и квас с накрошенным луком. Черпать ложкой надо было по очереди, кругом, в сторону движения солнца. Во время ужина господствовало чинное, сосредоточенное молчание, даже дети вели себя как взрослые. Труженик земли уважает свою пищу, которая добывается тяжелым трудом. Он уважает час и насыщения – награды за труд. Если странник, зайдя в избу во время общей еды, скажет: «хлеб да соль», ответ бывает такой – или «садись с нами», то есть садись и ешь (отказаться – значит, обидеть), или «благодарим!», то есть приглашать есть не хотят. Там, где на стол подавались мясные щи, этикет требовал, чтобы, зачерпнув ложкой горячей жижи с накрошенным в неё мясом, очередник оставлял себе на ложке каждый раз один кусочек мяса, лишнее мясо стыдливо стряхивалось обратно.


Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Н.В.Белкина


Начало активности (дата): 12.02.2018 09:21:00

Количество показов: 696

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество