Дар Валдая

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


02.02.2018

С начала ямской гоньбы, созданной по царскому указу, ездоков России обязательно сопровождала музыка колокольчика, подвешенного под дугой лошадиной упряжи. Считалось, что звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Звон колокольчика служил аккомпанементом для песен ямщика. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.


Существовало немало легенд о возникновении колоколов и колокольчиков на Руси. В одной из них говорилось о монахах, создававших колокола по аналогии с лесным колокольчиком. Другая, ещё более романтичная, рассказывала о том, что монахи любили лицезреть купание дев. С наслаждением они вслушивались и в звонкие голоса девушек. А чтобы продлить это удовольствие, монахи придумали колокола — формами колокола повторяли изящные формы русских красавиц, а своим звоном они напоминали чудесные девичьи голоса. Или такая легенда. Одна деревенская девушка плела себе венки из колокольчиков, и сердце её, открытое чудесам и чарам волшебства, услышало дивный звук, и загрустила девушка, и стала таять на глазах. Но любил её без памяти кузнец, и решил он, что создаст звук, подобный звуку неба. Так и возник тот первый рукотворный колокольчик. Есть ещё одна легенда, согласно которой идея создания колокольчиков пришла в голову епископу Ноланскому Понтию Миронию Павлину Милостивому. Завершая осмотр своих владений, епископ решил немного передохнуть, остановившись на живописном лугу, поросшем синими колокольчиками. Задремав, он увидел во сне ангелов, которые прикасались к цветам, а те отзывались нежным, серебряным звоном. Этот звук настолько потряс Понтия, что, вернувшись в Нолу, он рассказал об этом мастеру, который смог отлить точную бронзовую копию полевого колокольчика.

Если опираться на данные историков, первые отлитые колокольчики встречались намного раньше, их делали ещё египтяне. А если верить легендам, то история начинается примерно с 1478 года. Правил в то время царь Иван III, который распорядился перевезти новгородский колокол в Москву, навсегда забрав его с Софийской звонницы. Всё шло благополучно до тех пор, пока перевозчики не достигли Валдайских гор. Именно здесь сани, на которых был закреплён вечевой колокол, покатились по скользкой дороге, опрокинулись, и колокол, упав на дно пропасти, разлетелся на сотни маленьких кусочков. Как утверждают историки, именно из этих осколков возникли валдайские колокольчики. На это место стали приходить местные жители, которые собирали колокольцы и, принеся их домой, просили мастеров литейного дела делать их копии. Это было связано с верой в чудодейственную силу данной вещи. Люди свято верили, что в доме, где есть свой валдайский колокольчик, непременно поселятся счастье, мир, лад, покой и благополучие.


Считается, что так началась история валдайского колокольчика. Принято считать, что моментом начала производства стала вторая половина XVIII века. Необходимость создания колокольчиков была первоочередной  они были одной из составляющих возниц на оживлённых дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре стали появляться уже профессиональные мастерские по отливу и мастерские, в которых изучались и воспроизводились конструкция и основные элементы колокольчика валдайского. Совсем скоро в моду вошла индивидуальная подпись мастера, который создал своё творение. Никита, Иван, Алексей Смирновы, Филипп Терский и другие литейщики, чьи изделия вошли в историю отдельной записью. Именно с этого момента валдайский колокольчик стал известен, как исконно русское изобретение. Постепенно ямщицкие колокольчики стали приобретать всё большую славу  они были не только важным элементом оповещения на дороге, но и значительно поднимали настроение ямщика, особенно в непогоду или поздней ночью.


Можно ошибочно полагать, что все они предназначались только для одной цели, однако это далеко не так. Ямщицкие выпускались с собственными надписями  к примеру, нередко на изделии можно было прочитать стишок: «Звени, утешай  ехать поспешай». Подарочные колокольчики помечались надписями: «Дар Валдая», «Кого люблю, тому дарю». Вскоре появился и самый дорогой и важный в жизни молодых людей валдайский колокольчик  свадебный. Это был настоящий шедевр, с изображенными на нём пятью взлетающими в небесную высь птицами.


Научный сотрудник районного краеведческого музея 

«Легенды седого Иртыша»

Н.В.Белкина


Начало активности (дата): 02.02.2018 10:17:00

Количество показов: 477

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество