Ступа

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Ступа

16.01.2018

Наверное, каждый помнит бессмертные строки А.С.Пушкина:


«Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама с собой...»


А в русской народной сказке «Василиса Прекрасная»: «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает».


Ещё в прошлом веке трудно было найти крестьянский дом, где не было бы ступы и ступки. Ступа делалась из части ствола дерева крепкой породы. Форма ступы зависела от умения и фантазии мастера, ее изготовившего. Чаще всего ступа имеет в основании круг, несколько выступающий по отношению к стенкам ступы, что делает ее достаточно устойчивой. Ступа обязательно должна быть тяжелой, чтобы можно было в ней выполнять трудоёмкие операции по переработке сельскохозяйственного сырья. В ступах очищали от оболочки зёрна пшеницы, ржи, овса. Толкли стебли льна, чтобы размягчить их и быстрее очистить волокно от кострики. Толкли и пряжу, чтобы сделать ее мягче, а также и готовый холст. Мастера-сукновалы толкли в ступе сукно, а кожевники мяли дубовую и ивовую кору для дубления кож.


Встречаются двойные ступы: выдолбленные с двух концов; в одной части толкли зерно, в другой, более мелкой, табак-самосад. Мужики сеяли табак, сушили, в специальных корытцах рубили, а потом в ступе толкли.


К ступе из куска цельного дерева вырезался пест, толкач. Пест к большой ступе мог достигать одного метра. Посредине песта делалась перемычка-перехват: было удобно брать рукой, и рука не скользила. Один конец песта обычно оббивали железом. Кроме больших ступ в хозяйстве были и маленькие, чаще всего чугунные, для растирания соли, зерна и других продуктов. Ступа и пест были не только необходимыми орудиями в домашнем быту, но и имели знаковые функции. По народным представлениям, они символизировали соединение мужского и женского начал, и потому использовались в свадебном обряде.


Известный русский этнограф Д.К.Зеленин писал, что сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ступу, чтобы сватовство было удачным. Иногда испытывали характер молодой: наливали в ступу воды и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды. Поговорка «толочь воду в ступе» означала: делать бесполезную работу.


Предмет, представленный на выставке, изготовлен жителем Солянки Г.Н.Калининым.


Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Н.В.Белкина


Начало активности (дата): 16.01.2018 11:36:00

Количество показов: 1063

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество