Лестовка
11.01.2018
Лестовка – это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой лестовки. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов.
По преданию, это нескончаемая дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек. Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемыми лапостками. Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки – лестницы духовной – поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет замкнутый круг – символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков. Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трех божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына и Святаго Духа.
Основное назначение лестовки – быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила. Молитва Исусова, совершаемая на каждую ступень лестовки, являет собою внутреннюю невидимую мысленную лестницу, направляющую человека к разумному просветлению и самосовершенствованию.
По общепринятому толкованию, лапостки лестовки символически изображают нам святых Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а обрамляющая края обшивка указывает на евангельское учение.
В древлеправославии считается, что впервые употребление лестовки было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книгам было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то время простейшей молитвы: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешного», – молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за Полунощницу, – шестьсот, за Утреню – тысячу пятьсот и так далее. Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, как называли ранее, вервицу – небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла. Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия.
Ко времени Крещения Руси в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи лестовки во всяком месте есть необходимая часть христианской жизни.
Во время моления лестовку было принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от земли к небу. Пальцы при этом нужно было складывать так же, как и для ограждения себя крестным знамением. При совершении великих поклонов в землю аккуратно сложенную лестовку клали на подручнике, между сложенными вместе, как «домиком», двумя полусогнутыми ладонями.
Вот что написано в книге поучений священноинока Дорофея (старообрядческий «Цветник», XVII века):
«Многие из святых отцов говорили, что молитва Исусова – источник всех благ и сокровищница добродетелей. Быстро удостаивает человека благодати Святого Духа и спасает. Словно палица сокрушает молитва Исусова лукавых демонов, разрушает и рассеивает тучу душевных страстей. Проясняет ум, душу и сердце человека светом веселья, утешения и радости. Равным ангелом становится человек из-за совершенной любви к Богу и из-за истинной и чистой молитвы Исусовой…».
Говорили святые отцы, что молитва – это как окно в небо: чем больше и усерднее молится человек, тем больше прозревает духом для созерцания скрытых от нынешнего века небесных тайн и откровений, которые открываются не по внешней ученой премудрости, а за прилежание к духовному труду.
Данная реликвия принадлежала уроженке поселка Екимовка – Марии Ивановне (фамилия неизвестна), впоследствии была передана в музей жителем Красного Яра А.А.Мальцевым.
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»
Н.В.Белкина
Начало активности (дата): 11.01.2018 12:03:00
Количество показов: 691