Мотовило

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Мотовило

01.03.2023

Мотовило — это инструмент для перемотки пряжи. Волокна льняной кудели, превращаясь в пряжу ручным способом, наматывались на веретёна. Когда веретено полностью заполнялось, то для перемотки пряжи с веретён применялись мотовила.

Представляло собой деревянный стержень, на одном конце которого была развилка, а на другом — перпендикулярно прибитая планка. При сматывании нити с веретена конец нити привязывали к рогульке мотовила, а веретено либо пускали в свободное вращение (в корзине или на полу), либо упирали острым концом в прялку, а тупым — в живот. Затем начинали вращать мотовило, перематывая нить с веретена в мотки.


Мотки требовались для хранения пряжи, ее отбеливания, окраски. Мотовило рассчитано таким образом, что полный круг нити вокруг мотовила равен одной стене (приблизительно 5–6 метров), а число кругов — определенной ширине ткани. Единицей счета нити были чисменки и пасмы. Чисменка обычно состояла из трех кругов, а пасма включала в себя десять чисменок, т. е. равнялась тридцати кругам. Для счета чисменок и пасм, а также для того, чтобы нитки не спутались при отбеливании и окрашивании. нити перевязывали. Для этого на оси мотовила делали зарубку, к которой привязывали шнурок — «пасменник», которым и перевязывали чисменки и пасмы.


Производство нитей традиционно считается самым трудоемким процессом в ткачестве. Для того, чтобы получить нить хорошего качества, сначала требовалось подготовить к прядению сырье — чаще всего шерсть, лен или коноплю. После очистки и сушки льна и конопли их требовалось обмолотить — то есть придавить и придать им как можно более плоскую форму. Потом лен и коноплю вымачивали, а после высыхания измельчали, взъерошивали и царапали. Чтобы придать растительному волокну наибольшую мягкость и гибкость, его иногда толкли в ступе. Подготовка шерсти к прядению занимала значительно меньше времени, чем обработка льна и конопли: после стрижки овец шерсть промывали, разбирали руками и расчесывали гребнем. После завершения подготовки сырья начинался очень долгий и сложный процесс прядения.

Сам метод изготовления нитей — прядение — был придуман очень давно. Изначально пряжу скручивали вручную, однако впоследствии было изобретено веретено, а потом появилась и ручная прялка. Известно, что прялки использовались в Индии более 2500 лет назад. К XV веку по всей Европе распространились усовершенствованные варианты прялок, самопрялки, которые значительно упрощали производство нитей. Вплоть до конца XIX — начала ХХ века прялки были практически в любой русской крестьянской семье. Они были вытеснены из повсеместного бытового обихода только с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле было купить, нежели сделать своими руками.


Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 01.03.2023 15:11:00

Количество показов: 115

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество