Снеговыбивалка хантыйская (женская)

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Снеговыбивалка хантыйская (женская)

14.01.2023

Дата создания: XX век

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 47,0 см; ш. - 5,5 см; дл.ручки - 15,0 см

Поступление в музей: от Рахимова Р.Х., г.Тюмень

 

Снеговыбивалка использовалась народами ханты для выбивания снега, инея из одежды. Её использование описано так: «Ночью пары дыхания и испарения тел оседают изнутри на мехе полога. Утром женщины снимают полог и дают ему промерзнуть на снегу в течение одного или двух часов; затем они выбивают иней из меха тяжелыми колотушками, а потом расстилают полог для сушки на земле или вешают его на дереве.

Колотушка для выбивания снега делается из дерева. Длина такой колотушки бывает от 50 до 70 см. Женщины при пользовании колотушкой высоко поднимают ее над головой и с силой ударяют по распростертой шкуре или одежде. Они действуют попеременно правой и левой рукой, быстро сменяя одну другой. В дом нельзя было заносить дополнительную сырость, а потому «перед входом в полог вся одежда, от шапки до подошв обуви, тщательно отбивается колотушкой, чтобы очистить ее от малейших следов снега, который, растаяв в тепле, может причинить излишнее беспокойство. Поэтому вечером, когда спальный полог был приготовлен к ночи, все стойбище оглашалось короткими ударами колотушек, обивающих одежду. Это продолжалось с полчаса, пока все обитатели, покончив с этим делом, не скроются в шатры».

 

Одежда отряхивалась таким способом регулярно. У ханты колотушки имелись двух типов – они делились на мужские и женские. Мужские, более массивные (лопатка с рукоятью и выгнутой лопастью), служили для сколачивания снега с сидения нарты, для раскапывания снега при осмотре мест для пастьбы оленей и при установке капканов. Женские колотушки служили для обивания снега с обуви и меховых вещей и имели мечевидную форму.

 

Снеговыбивалка считалась инструментом универсальным. Нередко снеговыбивалка, которая была всегда с собой, на поясе, выполняла функцию вырывания ямки, в которую закладывали дары духам. Сакральные функции снеговыбивалок не ограничиваются оберегом и помощью в принесении «даров духам»: после смерти «стряхивали грехи» с умершего. Часто служила снеговыбивалка и инструментом шамана. Можно полагать, что в древности именно она постепенно эволюционировала в отдельный инструмент – колотушку для шаманского бубна.

 

На поверхности снеговыбивалки имеется «глаз», сделанный сквозной прорезью, необходимой для подвешивания к поясу, так как это был обязательный предмет повседневного обихода.

Длина снеговыбивалки детерминируется антропологическими параметрами пользователя - высота человека, длина его руки, оптимальная амплитуда удара выбивалкой и др.


Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 14.01.2023 21:45:00

Количество показов: 69

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество