Лапти плетеные – один из символов России

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Лапти плетеные – один из символов России

25.08.2022

Наряду с кокошником, балалайкой, конной тройкой и шапкой-ушанкой лапти – несомненно, один из самых узнаваемых символов России. Традиционная для славян плетеная обувь была в широком употреблении в сельской местности вплоть до 30-х годов ХХ века.

 

Лапти представляют собой низкую обувь, изготовленную – плетеную – из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели – за четыре, летом, в страдную пору, – и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, крестьяне с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплести», - гласила пословица.

 

«Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», – читаем у известного до революции писателя и этнографа С.Максимова. Лапти были распространены не только в нашей стране. Например, у шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. 

 

Лаптей нужно было немало – и про свой обиход, и на продажу, а поскольку плести лапти умели почти в каждом доме, в работу вовлекались семьями – дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Но в этом деле, как и в любом другом, были свои секреты, необходима была сноровка и смекалка. Дорогого сырья и сложного оборудования не требовалось: лыковые ленты, деревянные колодки, нож для подрезания лыка и называемые «кочедыками» спицы-крючки, которые делали из металла или кости. Хороший мастер за день мог изготовить пять пар плетеной обуви.

 

В каждой губернии были свои особенности в искусстве лаптеплетения. Носки обуви могли быть круглыми либо треугольными. Сам процесс плетения одни начинали с носка, другие с пятки. Кто-то практиковал изготовление лаптей на правую и левую ногу, кто-то пользовался единой колодкой, одинаковой для обеих ног.

 

Использовалась кора различных видов деревьев: дуба, березы, ивы, вяза, ракиты. Лучшими считались лапти из липы, поскольку они были долговечнее и мягче. Подгоняя форму лаптя к ноге, внутрь подкладывали мягкое мочало и стельку, вырезанную из широкого куска лыка. Чтобы не стереть ноги в кровь, их предварительно оборачивали холщовыми или шерстяными портянками – онучами. Лапоть укрепляли на ноге веревкой-опоркой, которую вплетали в заднюю часть обуви. При длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

 

Про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью – специальных мастерских не было очень долгое время. Для покоса одевали «редкие» лапти, вода в лаптях таких не задерживалась. Назывались они «Рачки». Для работы по хозяйству удобны были «Ступни» – лапти без веревок, похожие на калоши. В жару на поле носили «Чуни» – веревочные лапти. И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, это удобная, экологичная обувь.

 

В наши дни лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей. Некоторые артели продолжают плести их на продажу в качестве сувениров.

 

Н.В.Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша»

 


Начало активности (дата): 25.08.2022 11:20:00

Количество показов: 129

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество