Льняная кудель

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Льняная кудель

29.06.2021

Льняные волокна являются одними из старейших волокнистых прядильных культур в мире. Использование льна для производства белья уходит корнями во времена Древнего Египта.

 

Сколько действий нужно было совершить с растением, чтобы из него получилась кудель, а затем и ткань. В середине мая мелкие блестящие семена льна высевали на поле. Посевом занимались мужчины, чтобы лён дал хорошие всходы. Когда лен всходил и начинал цвести голубыми цветками, это было очень красиво, казалось, будто небо спустилось на землю.

 

Затем лен нужно было вырывать с корнем, именно вырывать, чтобы были длинные волокна. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли и вырывали с корнем. Никаких серпов не использовалось.

 

Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

 

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на «расстил». Женщины брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно, чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Потом лен собирали и опять на сушку! «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань» (из воспоминаний старожилов).

 

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка.

 

Измятый лен необходимо было очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо (т.е. горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо») на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало.

 

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии: крупной железной щеткой, получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины, получалось волокно среднего качества (пачеси). Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).

 

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть.

 

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

 

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

 

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

 

Н.В.Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 29.06.2021 11:35:00

Количество показов: 204

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество