Школьная перьевая ручка СССР

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Школьная перьевая ручка СССР

27.05.2020

Самая простая конструкция и самый минимальный дизайн был у советской школьной перьевой ручки: круглая деревянная палочка с металлической трубкой на нижнем конце, в зазор между палочкой и металлической пластиной устанавливалось сменное перо. Выпускались деревянные ручки в небогатой цветовой палитре, обычно использовали красный цвет или цвет натурального дерева.

 

В советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо. Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом. Так, внешняя сторона овала строчной буквы «а» писалась с нажимом, внутренняя сторона должна была наноситься тонкой линией. Вертикальная часть ножки буквы – с нажимом, а изгиб и элемент соединения с последующей буквой должен был в виде тонкой линии. И это только одна буква. Прописные буквы с завитками и округлыми формами – это настоящие «китайские иероглифы»!

 

Уроки чистописания входили в программу начальной школы. Нужно было написать небольшой по объему диктант, оценивались красивый почерк и аккуратность письма, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Суть контрольного задания заключалась в том, нельзя было делать помарки и допускать ошибки. Существовали специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву. Ученики младших классов страшно переживали за помарки и в тетрадке затирали ошибку до дыр. Написанное чернилами не поддавалось резинке для стирания. В каждом классе были свои мастера по незаметному исправлению, к ним обращались с просьбой, и они виртуозно справлялись с любой задачей. У них был обширный набор чернил, перьев, иголок и лезвий; они обладали внимательностью и были знатоками каллиграфии.

 

Позднее появились автоматические ручки с открытыми и закрытыми перьями. Там чернила заливались в специальный резервуар с помощью помпового или поршневого механизма. Пользоваться авторучками детям было гораздо удобнее: перья в этих ручках были более совершенными, да и клякс они практически не ставили. К тому же, с появлением перьевых авторучек исчезла необходимость носить с собой в школу чернильницу, так как ручки, полностью заправленной чернилами, хватало школьнику на 2-3 дня.

 

Перьевые ручки в советских школах просуществовали до конца 70-х годов. С начала 70-х они сначала частично (в старших классах), а затем и полностью были вытеснены шариковыми ручками, которыми школьники учатся писать и по сей день.

 

Н.В.Белкина, научный сотрудник

районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша»


Начало активности (дата): 27.05.2020 10:06:00

Количество показов: 290

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество