Изящная обувь прошлого века - галоши

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


Изящная обувь прошлого века - галоши

01.04.2019

В музее «Легенды седого Иртыша» имеется интересный экспонат из прошлого века – женские галоши, которые надевали поверх туфелек.

В нашем представлении галоши - это некая бесформенная, уродливая обувь, которую надевают на валенки рыбаки или огородники на босу ногу. Но когда-то галоши были принадлежностью гардеробов завзятых модников.


Говорят, галоши появились в Европе во времена завоевания Америки. Колонизаторы увидели, как индейцы опускали ноги в сок каучуковых деревьев. Сок высыхал, и на ногах аборигенов появлялась непромокаемая пленка, в которой очень удобно было ходить по грязи и лужам. Завоеватели прихватили с собой несколько экземпляров необычной обуви и привезли на родину, где она произвела фурор, но широкого распространения не получила в силу отсутствия сырья для производства.


По другой версии, история галош началась во времена древних галлов, которые носили на ногах тонкие кожаные чехлы, предохраняющие от грязи, холода и сырости. И вот однажды некий англичанин по имени Рэдли, увлекавшийся древней историей, узнал про галльскую необычную обувь и решил, что на его дождливой родине такая защита для ботинок просто необходима. Он долго думал, из чего и каким образом сделать такую обувку, и придумал - сшил чехлы из ткани, пропитал их соком каучука и запатентовал свое изобретение. Но эти чехлы имели серьезный недостаток - едва температура отпускалась ниже нуля, как они твердели и ломались. А в жару, наоборот, «таяли» и пачкали все вокруг.


Так или иначе, но галоши в массовом порядке появились только после того, как началось промышленное производство резины - в начале XIX века. Тогда молодой американский изобретатель Чарльз Гудийр изобрел метод «сваривания» каучука с серой, после чего получалась прочная резина. Тут же был налажен выпуск галош, которые не промокали и стойко переносили все капризы непогоды. Новинка сразу приглянулась потребителям - действительно, в галошах можно было смело шагать по лужам, а ноги при этом всегда оставались сухими.


Тут же началась модернизация этой нехитрой обуви. Появились ботики, сделанные из войлока и снизу обшитые резиной. Такая обувка была очень популярна у разных слоев населения. Особенно она нравилась женщинам, и модницы XIX века щеголяли в валенках с галошами.


В России новинка сразу же полюбилась - еще бы, у нас постоянно то слякоть, то мокрый снег, то дождь, то грязь… Но французское слово «галоши» поначалу не очень понравилась россиянам. Известный литератор Шишков предлагал заменить его на «мокроступы» - более русское и соответствующее истине. Его предложение не нашло широкого отклика, и в языке закрепилось название «галоши». Но, что удивительно, в некоторых глухих и далеких от центра российских деревнях, галоши называют именно мокроступами…


В России массовое производство галош началось в 1859 году. Купец из Гамбурга Фердинанд Краузкопф учредил в Петербурге «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий». Фабрика ежедневно выпускала по 1000 пар галош. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности» - он обязывался никого не посвящать в секреты фирмы и не открывать технологию приготовления изделий. От рабочих же технические тайны и вовсе скрывались.


В 1888 году на изделиях фабрики появился фабричный знак в виде треугольника. Именно по треугольнику неграмотные крестьяне отличали изделия фабрики Краузкопфа. В начале XX века за всем предприятием закрепилось название «Треугольник». Основными покупателями галош были тогда горожане, а вовсе не крестьяне. Галоши стали частью нарядного костюма, признаком состоятельности (отсюда известная фраза: «При галошах, при часах»). В деревнях тоже вскоре стали покупать себе галоши, но позволить себе это могли только зажиточные крестьяне.


Граф Н.Е. Комаровский писал, что галоши: «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера».


После революции «Треугольник» некоторое время не работал, чем и была вызвана гневная тирада профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом н и о д н о г о - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара».


Воров понять тоже можно - из магазинов пропали все галоши, а ходить в чем-то было надо… Но спустя несколько лет фабрика, получившая название «Красный треугольник» вновь начала работать, и долгое время оставалась самым главным производителем галош, сапог и прочих резиновых изделий.


Продукцию «Красного треугольника» рекламировали такие мастера плаката как Маяковский и Родченко. Но и без их призывов галоши разлетались как горячие пирожки…

В 50-е годы галошное производство в СССР достигло невиданного размаха - в продаже имелись различные виды этого вида обуви: мужские галоши и женские, детские, под ботинки с каблуком, с ремешком и так далее. Но в 70-е годы мода на галоши постепенно прошла…

За время существования галош набралось немало забавных историй, связанных с ними…


После революции, когда галоши совсем исчезли, знаменитый математик, академик Марков написал письмо Ленину, в котором пожаловался на то, что: «лишен возможности участвовать в ученых собраниях, поскольку в Петрограде установилась холодная дождливая погода, а мои единственные галоши украдены, а достать новые совершенно невозможно». Академик попросил главу правительства посодействовать в приобретении новых галош. Ленин распорядился выдать Маркову галоши, но спустя пару дней от академика пришло новое письмо: «Хочу поблагодарить Вас за оказанную мне помощь в приобретении галош. К сожалению, я по-прежнему не в состоянии посещать заседания Академии Наук, поскольку холодная дождливая погода продолжается, а присланные Вами галоши не того размера и на одну ногу». Очевидцы этой истории утверждали, что на следующем заседании Академии Наук Марков предлагал: «полученную мною обувь поместить в Этнографическом музее как образец материальной культуры текущего момента, ради чего я готов ее пожертвовать».


Еще более забавная история случилась с галошами Юрия Андропова. Однажды он, прежде чем сесть в машину, в забывчивости снял галоши и оставил их на обочине. К ним тут же был приставлен часовой, который целый день охранял галоши вождя КПСС!


Сейчас все чаще идут разговоры о том, что следует возродить традицию хождения в галошах. Действительно, стоит признать, что это очень удобная обувь. Нашим гостям, порой, приходится стоять перед мучительным выбором. Или же они ходят по квартире в грязной обуви, оставляя всюду следы, или разуваются и разгуливают в одних носках или нелепых тапках, которые никак не сочетаются с праздничным нарядом. А галоши избавляют от всех этих трудностей - достаточно снять их в прихожей, и вы остаетесь в чистой и нарядной обуви. Эти доводы многим кажутся разумными, и даже появились предприятия, выпускающие элитные экземпляры современных галош…


На Зимней олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сборная России была одета в валенки с галошами - современные и стильные… Но на Западе никто не удивился такому эпатажному одеянию. За рубежом галоши из моды особо и не выходили. Для мусульман, к примеру, это очень удобный способ выполнять религиозные требования о том, что при входе в мечеть следует снимать обувь. А во многих европейских обувных магазинах имеется широкий выбор галош, качество и изящный вид которых делает их произведением искусства...


Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

 


Начало активности (дата): 01.04.2019 19:13:00

Количество показов: 238

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество