Ухват

Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Выставка одного экспоната» самые впечатляющие предметы «выйдут в свет» и предстанут перед широким кругом публики. Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы. За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.


06.03.2018

Ухват – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, кашей и водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, – почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: «С ухватом баба – хоть на медведя!». Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: «Не ходи ко мне, подлец, я тебе рогачом-то двину!» Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Одно из них – рогач. Оно употребляется в большей части южнорусских областей. На юго-западе – это емки, немного восточнее – ухват.


Само название ухват не только широко распространено на огромной территории русских говоров, но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта: «Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе» (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»).


Теперь вдумайтесь в перечисленные названия ухвата: как прозрачно их происхождение, как понятно, почему этот предмет назван именно так. В одном случае, очевидно, что предмет назван так за свою форму: рогач напоминает рога. В другом случае заметна связь с глаголом: ухват – это то, чем хватают, ухватывают горшки; емки – это то, чем их вынимают, поднимают. Реже в русских говорах встречаются следующие названия: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват, рушник (ручник).


Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. Во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте – «продажной телке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами – использовался и ухват.

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами.

В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти.


В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.


Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.


В музее «Легенды седого Иртыша» имеется несколько видов ухватов для больших и маленьких чугунков, переданы они жителями нашего района: В.И.Шишликовой из Увата, В.М.Медведевым из Осинника, К.А.Добрыниной из Солянки.


Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Н.В.Белкина


Начало активности (дата): 06.03.2018 14:27:00

Количество показов: 870

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100



Общество