Экспозиции

Экспозиция Уватского сельского поселения

Настоящий подарок преподнесли уватцы своему родному селу в 385-летний юбилей. Огромное количество экспонатов декоративно-прикладного искусства, таких удивительных, волшебных и изящных вещей, сделанных с теплом и любовью, нам с большим трудом удалось разместить в трех выставочных залах музея. Свои работы представили сотрудники детского сада и детско-юношеской спортивной школы, учащиеся ДШИ и Уватской школы, мастера-умельцы и коллекционеры.


Выставка распахнула свои двери для посетителей 27 июня и продолжалась до 5 августа.


Любознательные могли совершить небольшой экскурс в историю и узнать о том, что Уват, или «оват» на остяцком языке значит «мыс», а на тюркском означает «межа, граница». Первые сведения об Увате относятся к 1629 году. В 1710 году в деревне Уватской проживало 40 семей. В 1903 году в селе Уватском в 67 дворах проживало 476 человек. В нем были церковь, министерское и приходское училища, пароходная пристань, хлебозапасный магазин, работал фельдшер.


Насыщенным для истории села оказался XX век. Не обошли Уват стороной революционные события 1917 года и гражданская война. 7-я Тобольская дивизия белогвардейцев, отступавшая по Иртышу на 27 пароходах и 45 баржах, на подступах к Увату оказала упорное сопротивление Красной Армии. 14 сентября 455-й полк 51 дивизии под командованием В.К. Блюхера взял Уват. 16 сентября пароход «Карл Маркс» (баржа Водопьянов), направленный с разведкой по Иртышу, в 20 верстах к северу от Увата встретился с двумя пароходами – «Алтай» и «Мария», был атакован и затонул недалеко от Сургутской переправы. Противник начал снова теснить полк. Колчаковцы на пароходах из Томска по Оби и Иртышу, переброшенные в район Увата, высадили десант у д. Максимовой (сейчас это село Алымка), примерно в 18 км. от с. Уват. Красные войска начали отступать. Белогвардейцы снова оказались в Увате. Они вывели захваченных пленных красноармейцев на берег и расстреляли их, а тела сбросили в реку. Второй раз Уват был освобожден лишь 6 ноября 1919 года. Найденные тела красноармейцев были похоронены в братской могиле, которая находится на площади Славы. Также на этой площади установлен памятник землякам-уватцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и мемориал войнам Афганской и Чеченской кампаний.


В 1930 году повсеместно по всей России начинают закрывать церкви и снимать колокола. После того как были сняты колокола с Уватской церкви (она была построена в 1824 году), помещение отдали под клуб, и до настоящего времени здесь находится дом культуры. Но времена меняются. Меняется и наше отношение к своей культуре. Восстанавливаются по всей стране храмы, и к 1994 году местная православная община получила замечательный подарок – Свято-Ильинскую церковь в деревянном исполнении.


Нина Морозова подарила уникальную возможность посетителям выставки одновременно увидеть эти три здания. Храм Спаса Нерукотворного и Свято-Ильинская церковь выполнены из соломки, а дом культуры (Храм Спаса Нерукотворного 190 лет спустя) – из бересты.


Традиционный для нашей местности материал – дерево – представлен в виде ажурных рамок, резных полочек, шкатулок, разделочных досок, столовых предметов. Авторы этих шедевров – Денис Есаулов, Ярослав Гаврилов и Владимир Плаксин.


Для женщин сложно себе вообразить что-либо более увлекательное, спокойное и продуктивное, чем вышивание крестиком. Если раньше, в давние времена, вышивка несла в себе защитную, обережную функцию, то сейчас это предметы декора. Кажется, что вот-вот шевельнется «Девушка в шляпе» Веры Подгурской. У ее мамы Светланы Подгурской настолько правдоподобная сирень, что ветку хочется пригнуть. Увлекаются вышиванием и Ирина Медведева, Юлия Сугу, Галина Чернякова, Елена Белкина, Нина Шарабаева, Валентина Белкина. Работы «Павлиний сад», «Летняя фантазия», «Тигр и джунгли» Наталья Чусовлянова вышила полукрестом.


В последние годы пришла мода на бисер. Им вышивают замечательные картины (Анна Медведева, Елизавета Белкина), его применяют при плетении. Бисероплетением занимаются Алена Шехирева, Светлана Мирюгина, Лидия Захарова, Наталья Слинкина, Любовь Лысова, Алена Медведева и Галина Грошевая. Работы поражают своей красотой и мастерской точностью.


Не устают удивлять посетителей и любительницы вязания. На выставке было представлено огромное количество вязаных изделий. Это воротнички (Эльвира Павлюк) и прихватки (Оксана Медведева), салфетки (Татьяна Толстогузова, Раиса Захарова) и забавные зверюшки (Ирина Петровская), коврики (Любовь Кунгурова, Галина Кузнецова) и кофты, платья (Ольга Гаврилюк, Татьяна Питухина, Марина Вакарина), пинетки (Альфира Измайлова) и варежки (Галина Белкина), шапки (Алена Ковалева) и огромное количество шалей (Елена Павлик).


Нашлись в Уватском сельском поселении и любительницы лоскутного шитья. Лоскуточек к лоскуточку – и у Надежды Зыковой появились чехлы для тонометра, чайника, швейной машины и мультиварки. У Вероники Кистиной получилась оригинальная мягкая подушка. А Кристина Мальцева и Анна Волохина изготовили интерьерных кукол.


Петровские Матвей и Анфиса увлекаются гильошированием. Их работы «Рождение новой жизни», «Спутник Земли» и «Я подарю тебе звезду» привлекали внимание не только детей, но и взрослых.


Татьяна Захарова – разносторонний человек: занимается разведением цветов, коллекционирует колокольчики, тарелочки, занимается бисероплетением, а в последнее время увлеклась еще и декупажем. На суд посетителей она выставила свои работы из бисера и в технике «декупаж».


Популярное в последнее время модульное оригами на выставке было представлено работами Елены Тамаровой, а мыловарение – Анны Насыровой.


Сотрудники детского сада «Березка» занимаются изготовлением мягких набивных игрушек. На выставку были представлены работы Ольги Будылдиной, Анастасии Щепкиной, Татьяны Трифоновой, Надежды Егоровой, Надежды Чукоминой, Ирины Мусихиной, Любови Медведевой и Лидии Мамоновой.


Любителей живописи порадовали картины Натальи Медведевой («Счастливое семейство», «Вербное воскресенье»), Евгении Питухиной («Рассвет», «Абстракция», «Борьба», «Весна»), Екатерины Желниной («Дом у озера», «Цветы») и преподавателя ДШИ Лауры Катаргуловой («Золотая осень», «Зима» и «Осеннее настроение»), а также работы воспитанников Детской школы искусств. Юные дарования в своем творчестве используют различную технику и материалы: батик (Виктория Гореванова, Екатерина Баранцева и Екатерина Поспелова), витраж на стекле (Виктория Сафонова), акварель (Диана Фадеева), гуашь (Елена Самоловова), масло, мастихин (Екатерина Лыткина), акрил (Ирина Захарова). На суд зрителей были представлены и дипломные работы Анастасии Головян, Алены Чураковой, Екатерины Волковинской, Елизаветы Дмитришиной, Карины Измайловой и Ксении Захаровой.


Алена Золотавина увлекается нумизматикой. На выставку она представила часть своей коллекции – монеты номиналом 10 рублей.


Всего выставка объединила более 400 работ.




Поделиться в:

Возврат к списку

Общество